В начале 20 столетия Манхэттен стал любимым местом прогулок одиноких нью-йоркских мужчин. Они собирались кучками в определённых местах и ждали. Чего? Всё просто — момента, когда поток воздуха из-под земли оголит ноги случайной женщины. Развлечение это не теряло популярности половину столетия и интерес к нему угас только в 60-х годах. Именно такой долгожданный момент с участием Мэрилин Монро вошёл в историю мировой культуры.
В ночь с 15 на 16 сентября 1954 года на углу Лексингтон-авеню и 52 улицы Нью-Йорка стояла большая толпа. Происходили съёмки фильма «Зуд седьмого года» с великолепной Монро. Блондинка в белом платье стояла на решётке, встроенной в тротуар, и её платье через определённые промежутки времени поднималось потоками воздуха.
Ветер из-под земли создавали поезда нью-йоркского метрополитена. Каждый порыв ветра, задирающий подол Мэрилин, зрители встречали одобрительным гулом. А оператор всё делал и делал новые дубли, чтобы получить идеальную картинку. К этому моменту фокус с юбками уже более 50 лет развлекал мужчин, но впервые на решётке оказалась суперзвезда и кумир миллионов.
Как это было до открытия подземки
Развлечение с юбками появилось в Большом Яблоке ещё до открытия первой ветки подземки. В 1904 году на пересечении Пятой авеню и 23-й улицы вырос небоскрёб Флэтайрон-билдинг. Это было одно из первых высотных зданий в городе. Оно было треугольным в плане и из-за этого не закрывало улицы от ветра, а наоборот, способствовало сквозняку. Даже лёгкое дуновение ветерка на перекрёстке у Флэтайрон-билдинга превращалось в шквал. Женщины, оказавшиеся в этот момент на улице, были вынуждены держать руками платья и юбки. Если дама зазевалась, то ветер-озорник мог задрать платье до головы на радость прохожим мужчинам.
Сейчас в сети полно любого «горячего» контента, и это кажется странным, но тогда любителей эротического шоу было достаточно. На углу Пятой авеню и 23-й улицы постоянно торчали бездельники, охочие до пикантного зрелища. Район этот был уже тогда элитным, и полиции не нравилось скопление праздных зевак, не всегда презентабельно одетых. Копы кричали этим парням «Twenty three skidoo!» («Вали отсюда на 23-ю улицу!»). Тогда все перемещались за угол, но ненадолго. Полицейским так часто приходилось вмешиваться, что фраза «23 skidoo» надёжно закрепилась среди нью-йоркцев. Она и сейчас означает «вали отсюда» или «быстро скройся».
Юбки и подземка
В 1904 году была пущена первая линия нью-йоркского метрополитена. Вскоре под Манхэттеном появилась густая сеть тоннелей, которые залегали совсем неглубоко, прямо под улицами. Во многих городах для нагнетания воздуха в подземные тоннели строят вентиляционные насосные станции. Возводили их и в Нью-Йорке, но только не на Манхэттене, где земля стоила астрономических денег. Поэтому для вентиляции просто сделали проёмы, закрытые тяжёлыми решётками.
Когда под таким проёмом проходит поезд, он создаёт мощный поток воздуха, вырывающийся на улицу. Если в этот момент на решётке стоит женщина в свободном платье или юбке, то эффект оказывается ещё сильнее, чем от порывов ветра у Флэтайрон-билдинга.
Ночью 15 сентября 1957 года были отсняты 14 дублей с участием Монро. Но режиссёр фильма Билли Уайлдер так и не одобрил ни одного из них. Позднее этот эпизод с Мэрилин в белом платье отсняли в павильоне Голливуда. Фильм «Зуд седьмого года» стал очередным громким успехом актрисы и сыграл в её судьбе решающую роль. Нет, дело не в росте популярности, а именно в тех самых неудачных дублях на улице.
Судьбоносный ветер из подземки
В ночь съёмок эпизода с платьем в толпе мужчин стоял известный баскетболист Джо Ди Маджио (Joe DiMaggio). От остальных зевак этот итальянец отличался тем, что вовсе не был в восторге от задранной юбки Мэрилин. Это не удивительно, так как он был патологически ревнив и приходился актрисе законным супругом. Одобрительные возгласы мужчин и их сальные шутки по поводу его жены приводили спортсмена в ярость. После съёмок супруги поссорились, и через две недели Монро подала на развод. Так что, можно сказать, что ветер из метро принёс в жизнь актрисы серьёзные перемены.
Сейчас потоки воздуха из метрополитена интересуют только туристов, желающих повторить кадры, ставшие историческими. Голыми ногами в Нью-Йорке давно уже никого не удивить, да и не только ногами. А коктейльное платье кинозвезды, вошедшее в историю, в 2011 году было продано на аукционе за 4,6 млн долларов. Разумеется, в формировании цены сыграло роль не только то, что вещь носила Монро, но и то, что это платье знает весь мир.
Один комментарий